Опубликовано

Образовательная лицензия, как зеркало тенденции.

Гонка за современными знаниями началась не сегодня. Старт ей дали развитие информационных технологий, глобальных сетей, искусственного интеллекта. Они подхлестнули потребность знать и развивать всё новое, что нас окружает в быту, на работе, на отдыхе.

Для демонстрации скорости освоения современных знаний приведем пример запуска производства iPhone в Китае. Компании Apple потребовалось нанять 8 тысяч инженеров. Их нужно было найти и дать им в течение 2 месяцев необходимые навыки для работы. Согласитесь, это очень быстро.

Во всех областях человеческой деятельности дует ветер перемен, даже в таких традиционных, как медицина. Хирургические операции сейчас частенько делает робот, а хирург только намечает план операции и контролирует её ход. Естественно хирург должен знать язык общения с роботом. Это для него новые знания, без которых он уже не сможет делать некоторые группы операций.

Современные знания стали неплохим объектом гражданского оборота, то есть их производят, их накапливают, их распространяют. И естественно стал расти рынок знаний и количество операторов на этом рынке, т.е. субъектов хозяйствования, которые осуществляют обучение для разных аудиторий и в разных формах.

В соответствии с действующим законодательством все организации, осуществляющие образовательную деятельность, в какой бы форме они не были зарегистрированы и по какой бы методике не обучали своих учащихся, должны иметь лицензию на образовательную деятельность.

При этом индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, также обязаны иметь лицензию.

Мы сделали гипотезу и потом на практике убедились в её правильности: рост числа соискателей лицензии соответствует росту интереса социума к знаниям.

Так, если сравнивать показатели 2015 и 2016 годов по данным Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, то можно отчетливо увидеть не только рост количества новых организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории России, но и рост активности уже существующих, а именно расширение предоставляемых работ и услуг, составляющих образовательную деятельность, открытие новых филиалов по новому адресу и т.д.

В 2015 году на территории России было выдано 4570 образовательных лицензий, аннулировано или прекратили свое действие в связи с прекращением образовательной деятельности/ликвидацией юридического лица 3760 лицензий. Таким образом, прирост количества операторов на рынке составил всего 810 единиц. Однако за 2016 год на территории Российской Федерации данный прирост составил уже 5776 операторов.

Именно образовательные лицензии должным образом иллюстрирует ситуацию, складывающуюся на рынке. Иные факторы, по которым можно было бы определить текущее состояние рынка знаний, не так ярко иллюстрируют его.

Таким образом, мы обнаружили универсальный показатель активности рынка знаний – это лицензия на образовательную деятельность. Это как индекс Доу-Джонса. Растет индекс – растет рынок.

А поскольку мы говорим не об обычном товарно-сырьевом рынке, а о рынке знаний, то его рост всегда свидетельствует об оптимизме общества в отношении своего будущего. Согласитесь, кому нужны знания, если никаких перспектив не просматривается.

Сейчас под действием экономического кризиса статья расходов на обучение почти не изменилась в абсолютной величине и выросла в относительной величине в структуре расходов средней российской семьи. Если доверять данным Высшей школы экономики.

Это без сомнения должно вселять надежду. Затраты на обучение – это самые перспективные инвестиции.

Подробнее об образовательных лицензиях можно прочитать здесь: https://m.ulc.ru/obrazovatelnaja-licenzija/

 

Асафьева Полина,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.