С переходом российской экономики с плановой на рыночную возникла необходимость обеспечения конкуренции, т.к. без нее невозможно развитие капитализма. Для правовой охраны конкуренции был принят Федеральный закон «О защите конкуренции» №135-ФЗ. Согласно закону, конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Для потребителя конкуренция – это, прежде всего, возможность выбора. И с ростом производства товаров и услуг для каждого потребителя пропорционально растет возможность выбрать оптимальный продукт в соотношении с собственными требованиями к цене, качеству, безопасности и прочим характеристикам товара. Здесь личные требования могут столкнуться с требованиями, предъявляемыми государством к отдельным видам деятельности. Так, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ устанавливает, что для реализации деятельности, осуществление которой может повлечь ущерб правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне и безопасности государства, необходимо получение лицензии. Из этого следует, что лицензия – это специальное разрешение на осуществление указанной в Законе деятельности, выдаваемая соискателю лицензии при его соответствии определенным требованиям, которое устанавливается в ходе проведения проверок. Можно сказать, что наличие лицензии – это своеобразная гарантия качественного и безопасного предоставления товаров и услуг.
Каким же образом лицензия влияет на конкурентоспособность лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность в одной сфере? Нам удалось выявить несколько критериев, определяющих роль лицензии в конкурентной борьбе.
Первый критерий – доверие потребителя. Как указано выше, в отношении соискателя лицензии и лицензиата (лица, имеющего лицензию) осуществляется контроль для выявления соответствия требованиям законодательства безопасности производства, его санитарно-гигиенических показателей, профессионализма сотрудников и т.д. Конечно, лицо, прошедшее комплексную проверку со стороны государственных органов, а значит, проявившее небезразличное отношение к своему предприятию и потенциальным клиентам, вызывает большее доверие, чем лицо, действующее в нарушение законодательства и не обеспечившее должные условия для осуществления хозяйственной деятельности. Здесь большую роль играет и открытость информационного пространства – потребитель может узнать о наличии либо отсутствии у лица лицензии посредством поиска информации в онлайн-реестре лицензий, либо путем обращения в лицензирующий орган. Таким способом можно не только проверить наличие лицензии у предполагаемого «продавца», но и выявить недобросовестных субъектов рынка, заявляющих о наличии лицензии при ее реальном отсутствии. Соответственно, лицензиат обладает большей конкурентоспособностью, поскольку доверие потребителя предполагает дальнейшее его обращение к лицензиату в качестве клиента.
Следующим критерием является наличие законодательных денежных санкций в отношении лиц, осуществляющих отдельные виды деятельности без лицензии, либо в нарушение ее требований. К примеру, ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии) предусматривает санкцию в виде административного штрафа в отношении юридических лиц в размере четырехсот тысяч рублей, а осуществление данной деятельности юридическим лицом с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет административный штраф в размере ста тысяч рублей. Стоит отметить, что данные денежные суммы являются мощным экономическим стимулом для осуществления лицензируемого вида деятельности в соответствии с законодательством. С одной стороны, возможность потери больших денежных ресурсов для лицензиата выступает гарантом осуществления им деятельности без нарушения условий лицензии. С другой стороны, подобное денежное наказание для лиц, не имеющих необходимой лицензии, может повлечь их банкротство, тем самым, исключить из рыночной среды неконкурентоспособных участников. Таким образом, лицензиаты как хозяйствующие субъекты более стабильны.
Кроме того, важным показателем, отражающим экономическую стабильность лица, является возможность уплатить государственную пошлину для получения лицензии на осуществление отдельных видов деятельности. В частности, государственная пошлина для предоставления или продления срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции составляет 65 000 рублей за каждый год срока действия лицензии, а государственная пошлина, уплачиваемая за предоставление лицензии на производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурированного), составляет 9 500 000 рублей. Понятно, что лицо, неспособное обеспечить доходность своей предпринимательской деятельности, не может уплатить такую пошлину. Соответственно, данную нишу займут более конкурентоспособные предприниматели.
Что же касается конкуренции лицензиатов с лицензиатами, то равное положение стимулирует участников рынка к осуществлению своей деятельности согласно принципу «быстрее, выше, сильнее», дабы завоевать расположение потребителя.
Таким образом, лицензия как специальное разрешение упорядочивает и стабилизирует рыночные отношения, устанавливая определенные требования к хозяйствующим субъектам, повышая тем самым их конкурентоспособность на рынке. А осуществление государственного контроля в отношении соискателей лицензии и лицензиатов создает определенные гарантии для развития безопасного, профессионального, стабильного рынка товаров и услуг.
https://m.ulc.ru/licenzirovanie-vseh-vidov-dejatelnosti-licenzii-na-vse-vidy-rabot/
Светличная Ксения,
юрист, специалист по лицензированию
группы Объединённые Юристы.