Опубликовано

Как открыть салон красоты. Основные нормы и требования.

Индустрия красоты в современном мире не стоит на месте. Ее позиции на данный момент намного сильнее, чем несколько лет назад. Причин повышения спроса можно назвать много: расширился спектр предлагаемых услуг, цены на некоторые из них стали более демократичными, качество оказываемых услуг значительно возросло, уровень жизни повысился, соответственно, преумножилось желание выглядеть красиво и ухоженно. Причем это касается не только женского пола, но и мужчин. Мужские косметологические процедуры уже не редкость в наши дни. В частности, набирают оборот так называемые «барбершопы». Популярность их растет с каждым днем. «Парикмахерская», которая была так популярна несколько десятков лет назад, сменила свое имя на «Салон красоты». Да, звучит красиво и многообещающе, с этим не поспоришь.

Но что нужно знать, если Вы планируете создать свой бизнес на основе салона красоты? Какие услуги более востребованы? Как выбрать наиболее подходящее место? Нужны ли дополнительные вложения и усилия, например, на получение медицинской лицензии? И нужна ли она? Ведь у меня салон красоты, а не медицинский центр, скажите Вы. По-своему Вы будете правы. Но есть определенные нюансы, о которые мы с Вами и обсудим в данной статье.

Для начала давайте попробуем разобраться, есть ли вообще в салоне красоты медицинские услуги? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо четко понимать, что все услуги в рамках их оказания в салоне красоты подразделяются на косметологические процедуры (медицинская косметология) и косметические услуги. Последние еще называют бытовыми услугами, а соответственно, получать лицензию на их осуществления Вам нет необходимости.

Таким образом в салоне красоты без медицинской лицензии Вы можете делать:

  1. различные манипуляции с волосами (стрижка, укладка, прически различной сложности, покраска, мелирование, колорирование и т.д.);
  2. услуги визажиста (нанесение и снятие макияжа);
  3. любые манипуляции с ресницами (покраска, наращивание, завивка);
  4. различные манипуляции с бровями (покраска, коррекция формы, за исключением нанесения перманентного макияжа). На перманентный макияж необходимо получать лицензию, так как данная процедура происходит с нарушением кожных покровов;
  5. услуги по комплексному уходу за кожей рук;
  6. наращивание ногтей, гигиенический маникюр с покрытием и без покрытия лаком;
  7. гигиенический педикюр с покрытием и без покрытия лаком, услуги по комплексному уходу за кожей ног;
  8. косметические маски для лица.

Таким образом, можно обобщить и сказать, что косметические процедуры – это физическое или химическое воздействие на кожу тела и лица, ресницы и брови клиента в целях придания лицу индивидуальной выразительности с использованием средств декоративной косметики, направленное на удовлетворение эстетических потребностей клиента. Все вышеперечисленные виды деятельности Вы можете смело осуществлять в своем салоне красоты без оформления какой-либо разрешительной документации – лицензии.

В том случае, если данный спектр услуг не удовлетворяет потребности Вашей организации, то будет необходимо получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. Тема эта достаточно обширная, поэтому начнем с определением понимания того, какие процедуры относятся к разряду медицинских. Далее затронем вопрос подготовки документов для лицензирования.

Мы уже говорили, что медицинскими услугами, целью которых является коррекция эстетических проблем внешности человека, принято называть косметологическими процедурам.

Перечень услуг и работ по косметологии, которые относятся к медицинской деятельности, учрежден Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Полный список опубликован в журнале «Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития» №3 2008 год.

Назовем некоторые из них: массажи всех видов (в том числе криомассаж), пирсинг, перманентный макияж, все виды инъекций (ботекс, рестилайн, диспорт), все виды эпиляции (лазерная, электро, фото, аппаратная), удаление кожных образований, мезотерапия, услуги солярия, фототерапия сосудистых и пигментных образований кожи, антицеллюлитные процедуры, гигиеническая чистка лица и многие другие.

Таким образом, мы обсудили наиболее востребованные виды услуг, которые могут быть оказаны в салоне красоты. Далее Вы сами должны определиться, какие направления для Вас будут приоритетными.

Теперь настала очередь проанализировать территориально наиболее выгодные места для данного вида бизнеса. Несомненно, следует отдать предпочтение тем местам, где фиксируется наибольшая проходимость потока потенциальных клиентов. Во-первых, это центр города – престижный район для индустрии красоты. Красивые фасады зданий, ухоженные улочки и цветочные клумбы – все это настраивает на «красивую» жизнь, в рамках которой обязательно найдется место уходу за собой и стремлению улучшить или изменить свою внешность. И Вашему бизнесу это будет только плюс, так как цены в центре на порядок выше, чем в других районах города. Расположение обязывает соответствовать. Во-вторых, не менее удачным местом являются офисно-деловые центры. Уровень цен в подобных местах можно сделать ниже, чем на центральных улицах, так как здесь люди настроены на работу и зарабатывание денег. Но приятная ухоженная внешность —  это прямая потребность людей бизнес направления. В этом случае, наибольшим спросом будут пользоваться услуги мастера по маникюру и педикюру, парикмахеры и легкие ухаживающие процедуры для кожи лица и рук. Наибольший поток будет сконцентрирован в основном в вечернее время в будни. В-третьих, не стоит забывать про торговые центры. В жизни современного ритма очень не хочется терять время, даже если оно предназначено для самосовершенствования. И сделать все в одном месте – это идеальный выход. В торговом центре сначала потенциальные клиенты делают обязательные дела, покупки вещей и продуктов, а потом идут расслабиться в салон красоты. Но здесь стоит понимать и учитывать, что наибольшая наполненность салона будет в выходные дни, возможно нужно будет заранее позаботиться о дополнительных мастерах и рабочих местах.

Пришло время обсудить само помещение, а точнее набор помещений, так как одного кабинет будет недостаточно. Минимальный набор следующий: вестибюль-ресепшн со стойкой администратора и гардеробом, кабинет приема врача-косметолога, санузел, комната отдыха персонала (допускается без окон), комната хранения медицинских отходов и комната хранения уборочного инвентаря (допускается использование шкафа).

Если вы планируете в своей деятельности оказывать услуги с нарушением кожных покровов, такие как пилинги, скрабы, инъекции, то в обязательном порядке будет необходимо организовывать еще один кабинет – процедурный. Полагаем, не стоит повторять, что, будучи медицинским учреждением, оформление кабинетов и подсобных помещений должно реализовываться с четким соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и требований, которые содержатся в СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющих медицинскую деятельность». Обратите особое внимание на наличие отдельного входа, наличию естественного освещения (окон) и открывающихся фрамуг (форточек).

Далее изучим пакет документов, необходимый для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности. Скорее всего у Вас будет заключен договор аренды. Рассмотрим именно этот вариант, так как если Вы приобретаете помещение в собственность, то у Вас уже будет уверенность в чистоте и правильности оформленных документов и отсутствию несоответствий. При заключении договора аренды подводных камней намного больше. Например, в итоге собственником помещения может оказаться не тот человек, который подписывал с Вами договор. Это может быть чистой воды обман и мошенничество, а может быть и такая ситуация: арендодатель сдает помещение уже в субаренду, будучи сам арендатором по предыдущему договору. Это чистая схема, но нюансы есть, основной – срок аренды, он должен точно совпадать с договором субаренды. Чтобы не получилось так, что Вы арендовали на один год, а предыдущая аренда закончилась через полгода. А это законное основание расторгнуть договор субаренды и, соответственно, нести убытки. Таким образом, запрашивайте всегда свидетельство на право собственности на помещение, и Вы будете уверены в чистоте заключенной сделки.

Более того, в выбранном Вами помещении могут быть неузаконенные перепланировки, приводить в соответствие которые придется Вам или собственнику, но в любом случае это лишняя трата времени и денежных средств. Поэтому запрашивайте у собственника свежую актуальную информацию по плану БТИ и техническому состоянию помещения, а лучше, чтобы план помещения был оформлен как приложение к договору аренды. В наше время, чем точнее составлен договор, тем меньше спорных вопросов по его реализации может возникнуть, что исключает в дальнейшем необходимость доказывать, какие именно были договоренности и кто что по факту нарушает.

Небольшим плюсом будет также наличие у арендодателя действующих договоров на обслуживание, таких как уборка помещения и вывоз твердых бытовых отходов, вывоз и утилизация люминесцентных ламп, договора на дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию, договора на обслуживание системы вентиляции и кондиционирование. При наличии вышеперечисленных договоров, у Вас не будет необходимости заключать их еще раз. Все обязательства по ним передут и к Вам тоже.

Нам осталось затронуть вопрос оснащения салона красоты. Помещения и кабинеты, где Вы планируете осуществлять деятельность, не связанную с оказанием услуг медицинского характера, Вы в полной мере можете оформить и оснастить любым профессиональным оборудованием на свой вкус. Каких-либо особых требований к таким помещениям нет, главное, чтобы мастерам было удобно работать, а клиентам приятно получать услуги. Совершенно иначе обстоит дело с кабинетами, где оказываются услуги медицинского профиля. В нормативно-правовых актах закреплен определенный стандарт оборудования для кабинета приема врача, для процедурного кабинета, а также массажного кабинета. Вам будет необходимо закупить оборудование по списку и поставить его на баланс организации. Только внимание! На каждый медицинский аппарат и мебель должны быть регистрационные удостоверения. Их Вы получаете вместе с накладной при доставке товара или сами запрашиваете у продавца. Без них Ваше оборудование будет признано не медицинским, стандарт не выполненным и, как следствие, получен отказ по завершению процесса лицензирования.

Чтобы избежать ненужных ошибок, не терять время, а в некоторых случаях, и денежные средства, мы рекомендуем обратиться к специалистам в области лицензирования, которые грамотно предоставят Вам всю необходимую информацию и корректно заполнят заявления и прочие документы.

https://m.ulc.ru/medicinskaja-licenzija-dlja-salona-krasoty/

 

 

Филатова Людмила,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.