Объединенные Юристы: юридические услуги, лицензирование, недвижимость, арбитраж, судебная защита, возврат долгов, юридические консультации, регистрация ООО, Москва

Дайджест

2022-12-31 08:39:36

Штрафы и лимиты скорости: что ждет автомобилистов в 2023 году

По всей видимости, изменится порядок допуска к управлению транспортными средствами по медицинским критериям. Сейчас за рулем находится огромное количество водителей, кого и близко нельзя подпускать к источнику повышенной опасности, в том числе по причинам наркологического и психиатрического характера.

Однако из-за плохо работающей системы медицинского освидетельствования они по-прежнему подвергают риску не только себя, но и окружающих. Если пройдут подготовленные поправки в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», информация о возможных противопоказаниях к водительской деятельности, выявленная медиками в ходе обследований, будет загружаться в базу данных, к которой получит доступ Госавтоинспекция.

Водителю дадут два месяца на прохождение дополнительного обследования и, если он проигнорирует требование медиков или диагноз подтвердится, его медсправка будет аннулирована. Автоматически прекратит свое действие и водительское удостоверение. Права восстановят после получения новой справки. Возможен и компромиссный вариант, когда действие документа будет обусловлено определенными ограничениями. Например, необходимость управления транспортным средством только в очках. Одновременно будет создан электронный реестр справок.

Чтобы сесть за руль автобуса, надо будет иметь опыт управления легковым или грузовым автомобилем

Уточняется порядок допуска водителей к наиболее ответственным перевозкам. Так, право на управление автобусом (категория «D») предлагается давать только тем, кто имеет, как минимум, годичный стаж управления транспортными средствами другой категории.

В то же время предлагается, чтобы «старшие» категории поглощали «младшие». Например, если водитель имеет категорию «СЕ», то право на управление категорией «ВЕ» будет ему предоставлено автоматически, без прохождения дополнительного обучения и сдачи экзаменов, которые пока что требуются.

Одновременно внесут изменения и в ведомственный документ, регламентирующий оформление водительского удостоверения. В числе прочего уйдет в небытие штрих-код, который оказался невостребованным.

Вероятно, ограничат срок действия иностранных водительских удостоверений в России. Сейчас по ним можно ездить до скончания века, за исключением профессиональной деятельности иностранца в качестве водителя, для которой необходим документ российского образца. Поскольку в некоторых странах водительские удостоверения бессрочные, то фактически их владельца нельзя даже заставить проходить медосмотр раз в 10 лет, как это вынуждены делать люди с российскими правами.

Законопроект предполагает, что зарубежный документ будет действовать в течение года с момента получения российского гражданства или вида на жительство, по истечении которого его придется заменить на российский. Для этого, напомним, уже сейчас необходимо сдать теоретический и практический экзамены.

А еще нельзя будет получить права тем, кто был наказан за пьяное вождение, не имея их. Такая практика действовала ранее, но в последние годы от нее отказались. Теперь, будучи пойманным за рулем пьяным и без прав, можно пойти хоть на следующий день сдать экзамены и получить водительское удостоверение. В новой редакции закона это можно будет сделать только по окончании срока, в течение которого водитель считается подвергнутым административному наказанию, то есть одного года с момента уплаты штрафа.

Штраф за прямоточный глушитель под вопросом

Что касается ставшего привычным методичного ужесточения ответственности за нарушения Правил дорожного движения, то никаких концептуальных изменений не предвидится. Власти ждут нового КоАПа, принятие которого, по всей видимости, откладывается на неопределенный срок. В то же время в Госдуму внесен подготовленный столичными депутатами законопроект о возможности установления на уровне субъекта Российской Федерации ответственности за слишком громкий звук мотора, но перспективы документа пока туманны. В частности, по законопроекту пока неизвестно мнение исполнительной власти.

А еще есть шанс, что с 800 до 3500 рублей вырастет штраф за управление транспортным средством без полиса обязательного страхования. Плюс ко всему, наконец, запустят процесс вычисления нарушителей закона об ОСАГО с помощью камер фотовидеофиксации. Говорят об этом давно, но из-за того, что Госавтоинспекция никак не «подружит» свои банки данных с информацией о заключенных договорах от страховщиков, реализовать инициативу пока не удалось.

Электросамокаты поедут по-новому с начала весны

Теперь о том, что касается поправок в Правила дорожного движения. Трехлетний мораторий, подкрепленный затеянной правительством так называемой «регуляторной гильотиной» (предполагает отмену всех морально устаревших старых нормативных актов и переиздание сохраняющих актуальность), снят в октябре большим пакетом поправок, подписанных премьер-министром и направленных на урегулирование движения электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности (СИМ). Документ вступает в силу с 1 марта будущего года.

Однако эти сроки могут изменяться решениями субъектовых властей с учетом климатических особенностей региона. Правда, открытым остается вопрос о том, как быть водителям, проезжающим несколько регионов транзитом? Едва ли их устроит вариант со сменой резины на границе областей. Заодно исключается ряд избыточных требований (например, о наличии аптечки, огнетушителя и аварийного треугольника), зато взамен вводится контроль ряда параметров, которые ранее не проверяли.

Несмотря на то, что разрабатываемый документ — это лишь формальное приведение в соответствие между собой нормативных актов, принятие поправок в Основные положения повлечет распространение на них штрафных санкций по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ. Пока они были лишь в техрегламенте, наказывать за их нарушение было нельзя ввиду отсутствия соответствующей статьи в КоАПе. Впрочем, документ пока «в работе», и до окончательной редакции пока далековато.

Водителям порекомендуют ехать быстрее

Есть надежда, что в следующем году водителям «грозит» более внятный скоростной режим, исключающий рваный ритм движения типа «90−70−50−30−90», который можно без видимых причин встретить на современных, вполне себе приличных по качеству трассах. Минтранс совместно с МВД разрабатывает соответствующие рекомендации. Напомним, что разговор о необходимости масштабного аудита улично-дорожной сети с точки зрения обоснованности имеющихся ограничений скорости ведется уже несколько лет. Возможно, новая методичка Минтранса станет, наконец, отправной точкой для этой работы.

Вероятно, будут еще какие-то изменения, касающиеся дорожного движения. Однако осторожно предположим, что едва ли они поменяют нашу жизнь кардинальным образом. У страны сейчас есть более важные задачи, на решении которых сконцентрировано внимание властей. А еще не забываем, что следующий год — предвыборный, а значит, откровенных гадостей избирателям постараются не делать.