Опубликовано

Федеральная антимонопольная служба информирует.

13 сентября 2011 года на заседании Правительства РФ руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игорь Артемьев представил ежегодный доклад «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» за 2010 год.

По данным ФАС России, на начало 2010 года в российской экономике количество хозяйствующих субъектов составило 4907,8 тысяч и по сравнению с предыдущими годами незначительно выросло. Рост числа предприятий зафиксирован в сфере торговли автотранспортными средствами и их технического обслуживания, сфере транспорта и связи, сфере управления эксплуатацией жилых домов. Тенденция сокращения хозяйствующих субъектов наблюдается в сфере обрабатывающих производств, в том числе производства машин и оборудования.

При этом, продолжает снижаться доля крупнейших компаний в экономике. Так, в 2005 году 10% ВВП создавалось 10 компаниями, в 2007 году — 16 компаниями, в 2008 году — 25 хозяйствующими субъектами, а в 2009 году — 32 крупнейшими компаниями.

Сами предприниматели, согласно опросам и исследованиям независимых экспертов, дают положительные характеристики российской конкуренции: каждый второй (43%) оценил ее как «скорее благополучную», каждый четвертый (23%) как однозначно «благополучную».

В 2010 году ФАС и ее территориальные органы возбудили 11431 дело о нарушении антимонопольного законодательства. Характер правонарушений, совершаемых хозяйствующими субъектами меняется: на 24% увеличилось количество картельных соглашений среди предприятий и организаций; доля нарушений, совершаемых субъектами, занимающими доминирующее положение, наоборот, сокращается (до 18,7%).

Почти треть выявленных нарушений антимонопольного законодательства – это ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также государственных внебюджетных фондов. Остальное количество нарушений антимонопольного законодательства специалисты ФАС России отмечают в сфере АПК, транспорта и связи, топливно-энергетического комплекса.

По словам И.Артемьева, в 2010 году с переходом на электронные торги удалось разрешить также ряд ключевых проблем, возникавших в связи с несовершенством действовавшей системы размещения государственного и муниципального заказа. Минимизированы риски сговора участников торгов, давления на «неугодных» участников со стороны конкурентов и организаторов (заказчиков) электронных торгов, т.к. при их проведении исключена возможность идентификации поставщиков до подведения ценовых итогов.

Среди основных задач по реализации конкурентной политики в Российской Федерации, стоящих перед ведомством, Игорь Артемьев выделил:

• создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественных монополий;

• предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков и эффективная защита предпринимательства,

• обеспечение равного доступа к товарам (работам, услугам), реализуемым субъектами естественных монополий,

• развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий.

Также Игорь Артемьев выразил уверенность, что совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции будет способствовать «третий антимонопольный пакет» поправок в российское законодательство, одобренный Государственной Думой РФ в первом чтении 9 сентября 2011 года.

 

По материалам сайта ФАС России

 

 

2.

 Несмотря на замедление инфляции, в правительстве все еще недовольны стоимостью продукции нового урожая. Вчера первый вице-премьер Виктор Зубков потребовал разобраться с ценами, особенно на прославившуюся в прошлом году гречку. Рекомендованная розничная цена на нее — 25 руб. за килограмм. Контролировать рынок поручено ФАС. Эксперты опасаются повторения прошлогоднего сценария, когда многие магазины просто убрали гречку со своих полок.

 

России «грозит» рекордный урожай зерновых. Уже собрано свыше 74 млн тонн, что на 2% больше, чем на ту же дату в очень благополучном 2009 году. Ожидается и неплохой урожай гречки — 700–750 тыс. тонн. Таких объемов вполне хватит до нового урожая, тем более с учетом почти двукратного, по оценке Российского зернового союза (РЗС), сокращения потребления этой крупы. Цены на гречку уже начали падать. По данным Росстата, в мае она стоила в среднем 112 руб. за килограмм; в августе — 103,4 руб. В Москве средняя цена — 115 руб. за килограмм, хотя в некоторых сетях ее можно купить за 60 рублей.

 

Но Зубков считает и эти цены завышенными. Вчера на селекторном совещании ему пожаловался Александр Карлин, губернатор главного гречкопроизводящего региона — Алтайского края. По его данным, производители продают гречиху по 12 руб. за килограмм. По мнению вице-премьера, по дороге до прилавка магазина ее цена может максимум удвоиться. «Если 25 руб. за 1 кг, то все нормально, если цена будет подтягиваться к ценам, которые были в прошлом году, то это безобразие. Цена должна снижаться», — цитирует Зубкова Интерфакс. Вице-премьер поручил участвовавшему в совещании замглавы ФАС Андрею Цыганову «пройти и посмотреть» всю цепочку: «сколько реально гречка из Барнаула будет стоить в магазинах». «Это не означает, что Зубков приказал гречке стоить 25 руб., — заверили «МН» в аппарате вице-премьера. — Безобразие — это цены начала этого года». Обоснованный уровень как раз и поручено определить ФАС.

 

«О цене на продукцию целесообразно говорить после того, как будут известны окончательные цифры по урожаю», — объяснил «МН» сам Цыганов. Он напомнил, что ведомство постоянно занимается проверками цен по всей цепочке «производство — переработка — розничная торговля». В случае если на одном из этапов цена оказывается необоснованно завышенной (или заниженной), проводятся соответствующие разбирательства. Как правило, слишком высокие цены объясняются либо доминированием монополиста на рынке, либо сговором.

 

Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут напоминает, что розничная цена должна делиться между тремя сегментами — производителем, переработчиком и торговлей. Корбут полагает, что реальной цена на гречку могла бы быть в районе 36 руб. «Низкие цены на гречку дадут нехороший сигнал крестьянину сокращать посевные площади», — предупреждает эксперт. «Есть единственный надежный инструмент снижения цен — рост производства, — убежден Корбут. — Гречка очень капризная культура. Поэтому для государства важно, чтобы закупочная цена на нее была не ниже 12 руб. за килограмм».

 

Главная причина роста цен в прошлом году — массированные проверки розничной торговли, заверил «МН» один из экспертов аграрного рынка: «Розница решила лучше вообще убрать гречку с полок, чем подвергаться проверкам. Этот испуг и создал дополнительный дефицит». Эту же версию выдвигал не так давно глава РЗС Аркадий Злочевский.

 

Торговля призывает искать источник высоких цен у поставщиков. «Гречка приходит в наши сети по цене от 45 до 50 руб. за килограмм. Мы продаем ее от 52 до 55 руб. и выше, — рассказал «МН» исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. — Сами мы не возим». «Гречка свежего урожая только начинает идти. Магазины сейчас избавляются от остатков продукции, которые покупались ими по высокой цене», — объясняет нынешние цены председатель совета Центросоюза Евгений Кузнецов.

 

Слишком высоки цены не только на гречку, но и на плодоовощную продукцию. По словам Зубкова, который недавно побывал в Волгоградской области, там на полях лежат овощи и арбузы, которые крестьяне готовы продать по полтора рубля за килограмм. Помидоры продают по 3 руб., добавляет Кузнецов из Центросоюза, сопровождавший Зубкова в этой поездке. Картофель в большинстве регионов продается по 5 руб. за килограмм. В Астраханской области лук стоит 6 руб. за килограмм. «Я обращаюсь к регионам, особенно северным: приезжайте, контрактуйте, забирайте», — призвал первый вице-премьер. Кузнецов уверен, что сделать это можно только с привлечением регионального административного ресурса. Именно местные администрации или созданные ими предприятия занимаются закладкой своеобразных региональных «овощных фондов» на зиму.

 

 

Источник: Московские новости

 

 

3

 

Госдума в пятницу приняла в первом чтении правительственные законопроекты, входящие в третий антимонопольный пакет, упрощающие предпринимательскую деятельность и усиливающие ответственность чиновников, препятствующих свободе предпринимательства.

 

Законопроекты вносят изменения в закон о защите конкуренции, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и ряд других законодательных актов. Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев, представляя третий антимонопольный пакет депутатам, сказал, что он подразумевает дальнейшую гармонизацию российского антимонопольного законодательства с лучшими практиками мира. Смысл этих поправок, по его словам, заключается в том, что антимонопольный закон становится более понятным и ясным для бизнеса, происходит гармонизация относительно мировых практик.

 

Говоря о важных последствиях пакета в целом, Артемьев заявил, что, скорее всего, бремя давления со стороны антимонопольных органов на хозяйствующих субъектов, субъектов предпринимательской деятельности ˮпо не особенно важным позициям, будет ослаблено, но по жестким позициям будет и станет более явным и действеннымˮ. А в отношении действий органов власти, то есть в отношении государственных служащих, которые принимают различного рода акты, ограничивающие предпринимательскую деятельность, которые приводят к тому, что происходит ограничение конкуренции, законодательство будет ужесточено.

 

ˮВ этом суть позиции правительства РФˮ, — подчеркнул он.

 

Третьим антимонопольным пакетом, в частности, предусматривается сокращение перечня безусловных запретов антимонопольного законодательства, вводится жесткое определение картеля, что, по мнению главы ФАС, позволяет всем субъектам хозяйственной деятельности четко ориентироваться и исключать любые двойные толкования этого наиболее опасного правонарушения в сфере антимонопольного регулирования.

 

ˮПредполагается, что будет уточнено определение координации предпринимательской деятельности, которое также является в соответствии с нашим законодательством при определенных условиях нарушениемˮ, — заметил Артемьев.

 

Будут учтены и требования к согласованным действиям хозяйствующих субъектов, установлены фиксированные штрафы за злоупотребление доминирующим положением, не связанные с ограничением конкуренции.

 

ˮЭто, в основном ситуации, когда антимонопольные органы и правительство РФ хотели бы даже снизить давление на наш бизнес, снимая ненужные административные барьеры и не применяя огромные оборотные штрафы там, где совершаются правонарушения относительно несерьезныеˮ, — пояснил глава ФАС.

 

Кроме того, в своем выступлении руководитель антимонопольного органа отметил, что по просьбе бизнеса, в определении монопольно высокой цены впервые появляется механизм использования биржевых цен для определения монопольно высоких цен, использование ретроспективного анализа, использование мировых индикаторов цен.

 

ˮТо есть, наше законодательство просто становится еще более современным и учитывая то, что оно и сейчас гармонизировано с лучшими практиками мира, что признается абсолютно везде в мире, оно будет еще более передовым с учетом тех обобщений, которые были совершены за последние два года конкурентной сетью, которая объединяет более 140 антимонопольных органов мираˮ, — считает Артемьев.

 

За правительством РФ закрепляется право определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий, а также к товарам, технологически к ним привязанным.

 

ˮБудет исключен, по сути дела, уведомительный контроль за соглашениями по финансовым организациям и порядка, мы думаем, нескольких сотен тысяч документов в целом по системе, которые мы сегодня собираем от российского бизнеса, мы отказываемся собирать и, таким образом, снимаем административные барьеры в тех случаях, когда мы сами являемся таким барьеромˮ, — пояснил глава ФАС.

 

Одновременно вводится механизм административного обжалования торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ, уточняется порядок антимонопольного контроля использования соответствующего имущества по статье 17.1.

 

Изменениями в КоАПП вводятся фиксированные административные штрафы за злоупотребление доминирующим положением, не связанным с ограничением конкуренции. По словам Артемьева, предполагается, что в КоАПе будут предусмотрены особенности смягчающих и отягчающих административную ответственность юридических лиц за нарушение антимонопольного законодательства обстоятельств. По его словам, также вводится новый состав правонарушения в отношении рынка энергетики, ˮгде в последнее время мы отмечаем, что существуют манипуляции на этом рынке, что приводит к росту цен на электроэнергиюˮ.

 

Исключается уголовная ответственность за согласованные действия и ˮвертикальныеˮ соглашения (продавец — покупатель), а сохраняется ответственность только за картельный сговор. Уголовная ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающего конкуренцию соглашения должна будет наступать только в случае заключения такого соглашения хозяйствующими субъектами — конкурентами, то есть хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке.

 

Кроме того, предусмотрена дифференциация административной ответственности компаний за нарушение антимонопольного законодательства, в том числе установление фиксированного штрафа в сумме до 1 миллиона рублей за злоупотребление доминирующим положением, ущемляющее интересы контрагентов, но не ограничивающее конкуренцию. Сейчас действует система оборотных штрафов на нарушения такого рода.

 

Руководителям структурных подразделений антимонопольного органа и их заместителям предоставляется право рассматривать дела об административных правонарушениях. ˮЭто важно с точки зрения качества и количества той работы, которая проводитсяˮ, — считает глава антимонопольной службы.

Источник: РИА ˮНовостиˮ