В данной статье мы продолжим повествование о спорах, которые попортили нервы многим предпринимателям, а именно о спорах с налоговым органом. В первой части настоящей статьи мы ответили на вопросы, кто и как может обжаловать акты налогового органа, в какие сроки подается жалоба, как приостановить действие налогового акта. В этой статье мы опишем порядок рассмотрение жалобы на акты налоговых органов, какие полномочия есть у вышестоящего налогового органа, в какие сроки должно быть принято решение по жалобе, а также опишем в каких случаях следует обращаться в суд.
Требуется ли личное участие в рассмотрении жалобы?
Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу) со всеми документами, а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), за исключением следующего случая:
при выявлении в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа, то вышестоящий налоговый орган производит рассмотрение жалобы, с участием лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).
В этом случае руководитель или заместитель руководителя вышестоящего налогового органа извещает лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), о времени и месте рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).
Какое решение может принять по жалобе вышестоящий налоговый орган?
По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган может принять одно из следующих решений:
1. оставить жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
2. отменить акт налогового органа ненормативного характера;
3. отменить решение налогового органа полностью или в части;
4. отменить решение налогового органа полностью и принять по делу новое решение;
5) признать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение, по существу.
В какой срок принимается решение по жалобе (апелляционной жалобе)?
Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов. Срок может быть продлен не более чем на один месяц.
Решение по жалобе, не связанной с привлечением к ответственности за совершение налогового правонарушения вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов. Срок может быть продлен не более чем на 15 дней.
Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также решение о продлении срока рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.
В каких случаях следует обращаться в суд?
Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.
В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в выше указанные сроки, то акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке.
Акты ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действия или бездействие его должностных лиц обжалуются в судебном порядке.
Заключение
На этом мы завершаем вторую часть этой большой темы о спорах с налоговыми органами. Теперь, вы знаете больше о порядке обжалования и можете чувствовать себя увереннее при возникновении спорных ситуаций с налоговым органом. Мы постараемся предать вам еще большую уверенность в следующей части, прочитав которую вы узнаете об особенностях обжалования актов, действий бездействий налоговых органов в судебном порядке. Покажите проверяющим представителям налоговых органов, что вы знаете свои права и то как обжаловать их действия, в случае если, что-то пойдет не так.
Казаков Андрей,
юрист, специалист по судебной защите
группы Объединённые Юристы.