Строй: Мы строили – строили, и, наконец…

Строительные лицензии – свидетельства СРО. Анализ и перспективы.

22 июля
текущего года, Президентом был подписан Закон «О внесении изменений в
Градостроительный кодекс и другие законодательные акты». Наконец, «светлое будущее»
строительного комплекса стронулось с рельс словесности в сторону созиданий и
свершений.

Собственно,
из-за чего весь сыр бор? Ведь строили же при системе госрегулирования. Хорошо
или плохо – дело вкуса. Зачем переходить на саморегулирование?

Итак. Система
саморегулирования в строительной отрасли вводится по трем ее основным
направлениям: в области инженерных изысканий и архитектурного проектирования,
собственно строительства, капитального ремонта и реконструкции. Члены
саморегулируемых организаций, сокращенно СРО, получат свидетельства – допуски
на выполнение определенных видов работ. Причем не на определенный срок, как это
было со строительными лицензиями, а единожды на все время действия компании. И
«все это счастье» весьма за символическую таксу – 1 млн. рублей, плюс некую
сумму на содержание аппарата СРО.

Идея отмены строительного лицензирования
муссируется уже не один год. Основной ее посыл – в том, что государство более не в состоянии на должном уровне контролировать деятельность строительных
компаний, коих по самым скромным подсчетам порядка четверти миллиона. Следующее
обоснование – устранение административных барьеров и препонов на всех этапах
реализации строительных проектов, искоренение коррупции в строительной сфере,
лоббирования корпоративных интересов крупных игроков данного рынка. И
последнее, уже следствие: переход на саморегулирование позволит изменить
структуру строительного рынка, наполнить его ответственными, профессиональными
игроками, способными изнутри стандартизировать свою деятельность. Красиво!

Красиво, но
непонятно! Почему-то на ум приходит финал старого анекдота: «Суслики, вам
следует стать ежиками! А как? Как не знаю, но идею я вам подал!»

Все по
порядку.

Лицензия – это
официальный документ, выданный государством и гарантирующий самим же
государством компетенцию и профессионализм ее держателя, соответствие строго
установленным государственным стандартам. Тогда как, свидетельство или допуск
формата СРО вовсе не гарантирует, что ее участник – обладатель достаточного
опыта и квалификации, базового образования, соответствующе технически и
технологически обеспечен; то есть, просто-напросто, профессионально пригоден.

Планируется,
что в формировании СРО примут участие и строительные киты, и индивидуальные
предприниматели. Пресловутый миллион в качестве компенсационного взноса для
первых – не более чем «семечки», для последних – существенное бремя. И, вероятнее
всего, оно переляжет на плечи потребителей, воспользовавшихся услугами
небольших строительных или ремонтных компаний.

Это
обстоятельство как-то не очень стыкуется с развитием малого бизнеса, уделом
которого остается пускать кораблики в окрестных лужицах. Мелким компаниям
ничего не останется, как уходить в узкую специализацию, исполняя функции
заказчика, подрядчика или субподрядчика. Для этого нет прямой необходимости
вступать в СРО, но и выше своей головы им уже не прыгнуть.

Еще один
непонятный момент. Каким образом пойдет реализация квот, исполнение которых
является обязательным условием для создания СРО? Понятно, для Москвы и Питера
квота в 50 строительных компаний – не показатель, но для регионов России это
число запредельно. Наряду с этим, нет ли опасности на этапе создания СРО
впадения всего строительного комплекса в процессы, аналогичные политическим и
территориальным переделам эпохи феодальной раздробленности. Когда более крупные
и сильные мира сего поглощали, уничтожали или всеми правдами и неправдами переманивали
на свою сторону слабых.

А какое место
отведено иностранным строительным компаниям? С их нормативами, отличными от
наших, и, вовсе, не в пользу последних. В какое СРО им «бедным» податься?

И напоследок,
осталась одна, по сути дела, пустяковая деталь. Новый ФЗ «слегка» расходится с
Конституцией России. Так, ст. 30 п. 2 Основного Закона гласит, что «Никто не может
быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». А
тут, предлагается добровольно-принудительное членство в саморегулируемой
организации.

P.S. Следует
отметить, что и Федеральный Закон о лицензировании от 8 августа 2001 года пока
еще никто не отменял. Следовательно, строительные лицензии, выданные в 2008
году не должны прекратить своего действия ранее 2013 года.

 

Подробнее о
лицензировании строительной деятельности, деятельности по проектированию зданий
и сооружений, деятельности по инженерным изысканиям Вы можете узнать на
соответствующих разделах нашего сайта.