Объединенные Юристы: юридические услуги, лицензирование, недвижимость, арбитраж, судебная защита, возврат долгов, юридические консультации, регистрация ООО, Москва

Тонкости медицинского туризма.

ссылка

Медицинский туризм – это медицинская или туроператорская деятельность? Вопрос сложный. Давайте разбираться вместе.

Одним из быстрорастущих и перспективных секторов туристического бизнеса в настоящее время является медицинский туризм – это путешествия за пределы региона постоянного проживания с целью получения медицинских услуг и общего оздоровления организма. В мире во всех ведущих странах это направление развивается довольно успешно и уже длительное время. К примеру, еще в XIX веке санатории и медицинские клиники Германии, Италии и Швейцарии принимали состоятельных пациентов со всей Европы. Нужно понимать, что большинство клиентов, желающих приобрести тур на лечение за рубежом, делают это не потому что в России все «плохо», а там «хорошо». Главная цель – получить результат. И если на родине врачи не оставляют альтернатив, то начинается поиск за ее пределами. Все это происходит из-за того, что за пределами России используется большое количество новейших технологий, проводятся роботизированные операции, оперативные вмешательства без разрезов (используются так называемые волновые технологии).

Медицинский туризм – очень ответственный и сложный процесс, ведь работать приходится со здоровьем человека. И ошибок тут быть не должно.

В целом можно условно разделить медицинский туризм на две формы: легкая и сложная. К легкой форме обычно принято относить обследования организма во время отдыха и проведение определенного набора процедур лечения. Проживать при этом пациент может и в отеле, а на время процедур посещать лечебные учреждения, и на территории самой клиники.

При сложной форме медицинского туризма речь идет об операциях различного профиля и сложных реабилитационных программах. В случае, если Вы претендуете на оказание подобного уровня услуг, то рекомендуем Вам взять в штат квалифицированного медицинского работника, что существенно повысит уровень доверия Вашей компании в глазах пациентов.

Подбор медицинской путевки – ответственный процесс. Прежде всего нужно выяснить у клиента, к какому виду медицинского туризма относятся его пожелания: будет ли это просто СПА-процедуры, либо диагностическое обследование или сложные хирургические вмешательства. При этом не нужно забывать про состояние здоровья пациента, уже имеющиеся заболевания, чтобы оценить возможный риск и противопоказания для проведения лечения. В этом вопросе основываться только на одном желании клиента не имеет смысла, лучше исходить из реальной ситуации и в обязательном порядке проконсультироваться с лечащим врачом.

Каждый туроператор, который претендует на предоставление услуг по медицинскому туризму, должен иметь в своем арсенале набор клиник, оказывающих высококачественные медицинские услуги и в разных ценовых категориях. Во многих странах существуют специальные профильные ассоциации, которые могут дать самую подробную информацию о клиниках, их профильных направлениях и помочь с выбором.

Если говорить о медицинских турах, то нужно отметить, что никакого дополнительного страхования для туристов, приобретающих путевку на лечение за границу, нет. Но есть особенности сотрудничества со страховыми компаниями в каждой отдельно взятой стране. Но все эти правила чаще распространяются на внутренние программы страхования, предназначенные для граждан, но не для туристов.

В настоящее времени для реализации туристических путевок с ориентацией на предоставление медицинских услуг и лечение не требуется каких-либо дополнительных лицензий или документов помимо внесения организации в реестр туроператоров. Но в последние годы все чаще встает вопрос о необходимости введения лицензии на осуществление медицинской деятельности, как дополнительного разрешения для туристических компаний, предоставляющих услуги медицинского туризма. Причиной таких намерений стало большое количество жалоб на качество оказываемых услуг и отсутствие какой-либо ответственности туроператоров. И это действительно так. Туроператор, несомненно, владеет информационными данными по стране, отелям, здравницам, но все, что он может посоветовать, это уровень комфорта и удобства. Для того, чтобы рекомендовать путешественникам проведение каких-либо процедур, понимать уровень оказываемых услуг и разбираться в тонкостях профильной направленности санатория или медицинского центра, то, как минимум, он должен владеть еще и медицинской информацией в довольно полном объеме или, как максимум, иметь медицинское образование.

Но вернемся к вопросу возможного введения дополнительных разрешений для туроператоров. В случае, если законодательные органы внесут изменения в порядок осуществления туристической деятельности, то возможны для вида реакции со стороны туроператоров.  С одной стороны, это будет воспринято как долгожданный шаг, который, без сомнения, «очистит» рынок туризма от некачественных услуг и непрофессионалов, а с другой стороны – как попытку монополизации рынка заинтересованными сторонами. Многие полагают, что получение лицензии на предоставление услуг медицинского туризма – это необходимая и обоснованная мера. Благодаря ей исчезнет множество мелких фирм, для которых медицинский туризм является дополнительным видом деятельности. И им таким образом будет нерентабельно прилагать усилия для получения лицензии на осуществление медицинского туризма.

Медицинский туризм – это новое направление туристической деятельности, которое отличается высокой динамикой развития. Как показывает практика, большинство туристических агентств просто перепродают пакет туристических услуг (виза, трансфер, размещение) и, как следствие, не дают никаких гарантий и не несут никакой ответственности за проведение лечения по проданному туристическому продукту, так как отсутствует непосредственная связь с санаторием или клиникой. Все общение происходит через другого туроператора.  И здесь речь идет даже не о гарантиях или ответственности за здоровье пациентов или само лечение, так как организм человека может по-разному отреагировать на лечение и уровень полученного результата зависит от многих факторов. Гарантия состоит в том, что при осуществлении медицинского туризма, в офисе работают медицинские работники, которые прошли стажировку за рубежом, а это значит, они знают инфраструктуру обслуживания и тонкости организации подобного вида туристического продукта, а также владеют информацией о ведущих специалистах, их опыте и уровне, к которым направляют клиентов для проведения лечебного курса. Таким образом можно сказать, что представитель туристического агентства по медицинскому туризму одновременно является представителем самой клиники. В то время как, будучи лишь посредником между клиникой и клиентом, медицинский туроператор может дать лишь рекомендации, основываясь в основном на рекламной информации самих санаториев и медицинских клиник.

Но и введение лицензии на медицинский туризм вряд внесет ясность в сложившуюся ситуацию, так как обязательно возникнет вопрос: а какие виды деятельности будут в него входить? Помимо самого курса диагностики и лечения, согласно которым непосредственное пребывание в клинике однозначно необходимо, толкование понятия «медицинский туризм» может быть значительно расширено. Под его толкование могут попасть и направления велнес-туризма. Он отличается от «чистого» медицинского туризма тем, что велнес –туристы посещают курорты с целью оздоровления в сочетании с отдыхом, что способствует укреплению физических сил и психоэмоционального состояния. В то время как при осуществлении медицинского туризма, целью клиента является, в первую очередь, правильное диагностирование заболевания и эффективное лечение. Таким образом, под действие лицензии могут попасть и курорты с термальными водами, грязевыми ваннами, спа-процедурами, программами акупунктуры, комплексом занятий йогой, а также обычные морские или горнолыжные курорты. Ведь по описанию они также оказывают оздоравливающее и общеукрепляющее воздействие на организм, способствуют увеличению мышечных сил и улучшению психического состояния.  Таким образом, грань между тем, что может войти в понятие «медицинского туризма» и тем, что останется за пределами его компетенции, достаточно тонкая и не до конца четко ограниченная.

И все же… Нужно ли разрешение или допуск на продажу туристского продукта с медицинским назначением? С точки зрения удобства для туристического оператора – ответ однозначный «нет». А вот с точки зрения клиента, ответ однозначный «да». Это как один из способов гарантировать приобретение более качественного продукта, согласно поставленному диагнозу, профилю здравницу или лечебного учреждения. Решение о приобретении тура принимается намного быстрее, когда клиент уверен в продукте, предлагаемом туроператором и когда он видит уровень компетенции специалиста.

На наш взгляд в настоящее время, чтобы обезопасить свой бизнес и привлечь большее количество клиентов, есть два выхода:

Взять на работу специалиста с медицинским образованием. Предоставить информацию к подробному изучению по лечебным курортам. И таким образом, он не только будет хорошо разбираться в диагнозах и курортных предложениях здравниц, но и квалифицированно предлагать медицинские учреждения согласно поставленному диагнозу. Что не может не понравиться клиентам.
В случае, если диагноз клиенту еще не был поставлен, то имеет смысл предложить ему пройти медицинскую диагностику, где специалист точно определит приоритетные направления для лечения заболеваний, и уже на основании официального диагноза туроператор подберет необходимый пакет услуг. Для этого, например, можно заключить договор о сотрудничестве с близлежащим медицинским центром, по которому туроператор направляет клиентов на медицинское обследование, а медицинский центр, в свою очередь, может предоставить специальную скидку по направлению из турагентства.

Подводя итог, можно заключить, что при реализации продукта по медицинскому туризму, желательно, чтобы услугу предоставлял специалист соответствующего профессионального уровня. Это будет очевидным плюсом и для туроператора, и для клиента. Клиент получит высоко квалифицированное обслуживание и, скорее всего, останется доволен приобретенным туром. А турагентство, в свою очередь, будет уверено в предоставляемой услуге и, что более важно, наличие в штате специалиста медицинского профиля поможет снять ответственность в суде, если претензия о некачественно оказанной услуге будет передана в суд. И не забывайте, если лицензия на медицинский туризм пока не является обязательным условием осуществления данного вида деятельности, то внесение в реестр туристических операторов – неотъемлемая и главная составляющая законности оказания туристических услуг. Для прохождения процедуры регистрации мы настоятельно рекомендуем обратиться к специалистам, которые помогут Вам сэкономить время и получить качественно оказанную услугу.

https://m.ulc.ru/litsenziya-na-meditsinskiy-turizm-vnesenie-v-reestr-turoperatorov-turisticheskaya-litsenziya-dlya-meditsinskikh-turov/

Филатова Людмила,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

Exit mobile version