В последнее время с учетом развития общества развиваются и его юридическая грамотность. Так, например, если раньше только юридические лица включали в договоры такой пункт как досудебное урегулирование спора в претензионном порядке, то в настоящее время указанный пункт вы можете встретить почти в каждом договоре, включая договоры, заключаемые между физическими лицами. Претензионный порядок урегулирования спора является последним способом воздействия на контрагента, нарушающего или уклоняющегося от исполнения своих обязательств. Многие закрывают глаза на попытки разрешения спора в претензионном порядке и считают направление претензии контрагенту формальной процедурой для дальнейшего обращения в суд. Претензия, составленная с учетом такой позиции, как правило, и не приносит своих плодов в разрешении спора до суда. Следует отметить, что в претензии необходимо как можно детальнее изложить ее суть. Зачастую стороны договорных отношений, встречаясь в судебном порядке, заключают мировые соглашения. Это связано с халатностью лиц, не придающих значения разрешению спора в претензионном порядке. В претензии так же следует обратить внимание контрагента или должника на последствия не разрешения ситуации в претензионном порядке. Такие последствия могут быть выражены в следующем:
- Обращением заявителя претензии в суд с отнесением всех судебных расходов как оплата государственной пошлины, расходы на представителя и т.д.
- Обращением заявителя в правоохранительные органы.
- Взысканием с контрагента договорной неустойки и процентов за пользование чужими денежными средствами.
- Взысканием с контрагента штрафа за просрочку исполнения решения суда.
- Обращением заявителя в дальнейшем в суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) контрагента и т.д.
Указание подобных последствий может существенно повлиять на контрагента и привести к разрешению спора до суда. Так же не следует, и забывать, как говориться о «прянике» после «кнута». Следует указать на благоприятные последствия в случае разрешения спора до суда. Например, в случае разрешения спора до суда и удовлетворения требований заявителя в срок установленный претензией:
- Заявитель не будет претендовать на неустойку или проценты за пользование чужими денежными средствами;
- Заявитель открыт для переговоров и готов рассмотреть порядок расчетов, в случае если контрагент не в состоянии погасить задолженность в сроки установленные претензией и т.д.
Результатом грамотно построенной и тщательно сформированной претензии с указанием ряда последствий неисполнения своих обязательств контрагентом и указанием ряда благоприятных последствий в случае разрешения спора до суда и будет являться разрешением спора, не прибегая к судебному разбирательству. Следует отметить, что составление претензии достаточно ёмкий и сложный процесс, который требует не поверхностных знаний гражданского права и гражданско-процессуального права и опыта в разрешении споров в претензионном порядке. В случае если вы не можете составить претензию сами, вы всегда можете обратиться к квалифицированным специалистам, которые помогут грамотно составить претензию и разрешить спор до суда.
Претензионный порядок разрешения спора не имеет необратимого характера. Вы можете неоднократно обратиться к должнику с претензией. И если претензия или претензии не достигают цели, то вы можете подать исковое заявление в арбитражный суд или в суд общей юрисдикции.
Никитин Тимур Бахромджонович,
юрист 7 категории, специалист по судебной защите
группы Объединённые Юристы.