Объединенные Юристы: юридические услуги, лицензирование, недвижимость, арбитраж, судебная защита, возврат долгов, юридические консультации, регистрация ООО, Москва

Размещение медицинской организации в жилом доме.

ссылка

В настоящее время помещения на первых этажах жилых домов все чаще арендуют или покупают в собственность для организации медицинских кабинетов или центров. С точки зрения рентабельности, это очень правильное решение. Одним из безусловных плюсов такого размещения является наличие большого жилого фонда в ближайшем доступе, и как следствие, увеличение количества потенциальных пациентов. Но необходимо понимать, что размещение медицинских учреждений в жилых домах имеет ряд особенностей и правил.

Сразу следует отметить, что помещение должно быть в обязательном порядке переведено из жилого фонда в нежилой. В соответствии с ч. 3 ст. 17 Жилищного кодекса РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений производится в порядке, определяемым жилищным законодательством (абз. 2 ч. 3 ст. 288 Гражданского кодекса РФ).

Далее при выборе помещения нужно изучить все организации, которые расположены в непосредственной близости, так как есть определенные ограничения, связанные с характером деятельности организаций и оказываемых видов работ и услуг. Например, расположение медицинского центра и точек продажи алкогольной продукции в непосредственной близости друг от друга – недопустимо. Но тут тоже нужно учесть один нюанс: для получения медицинской лицензии ограничений нет, а вот для магазинов, реализующих алкогольную продукцию, расположенный рядом медицинский центр станет причиной невозможности получить лицензию или ее последующей ликвидации, если лицензия была уже получена. Следовательно, чтобы избежать возможного недружественного поведения магазина, нужно правильно оценить ситуацию при выборе помещения для будущего медицинского учреждения.

Отдельное внимание при выборе помещения следует уделить видам медицинских работ, так как не весь перечень разрешен законодательством к выполнению в зданиях жилых домов. Согласно п. 2.7. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее СанПиН) «в жилых и общественных зданиях не допускается размещение медицинских организаций, оказывающих помощь инфекционным (в том числе туберкулезным) больным». Исключение в данном случае составляет амбулаторно-поликлинический консультативный прием дерматолога. Также в жилых зданиях запрещено оказывать помощь лицам, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью (согласно п. 2.8. СанПиН) и размещать микробиологические лаборатории и отделения магнитно-резонансной томографии (согласно п. 2.9. СанПиН).

Также большое значение имеют такие факторы, как формат и планируемая проходимость медицинского учреждения. В соответствии с п. 2.6. СанПиН в жилых и общественных зданиях допускается размещать амбулаторно-поликлинические медицинские организации мощностью не более 100 посещений в смену и только при наличии отдельного входа.

Особое внимание следует уделить вопросу возможности или запрета размещения в выбранном Вами помещении аппаратов рентгена.

Согласно п. 3.1. СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», допускается функционирование рентгеновских кабинетов в медицинских учреждениях, встроенных в жилые здания, если смежные по вертикали и горизонтали помещения не являются жилыми, также разрешено размещение рентгеновских кабинетов в пристройке к жилому дому и в цокольных этажах, но при этом вход в рентгеновский кабинет должен быть отдельным от входа в жилой дом.

При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на санитарные нормативы и правила, прописанные в СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности» (далее СП 2.6.1.2612-10): не допускаются размещение источников ионизирующего излучения и работа с ними в жилых зданиях и учреждениях. Исключением из этого требования являются рентгенодиагностические аппараты с цифровой обработкой изображения, применяемые в стоматологической практике. Это относится к аппаратам, максимальная нагрузка которых не превышает 40 (мА*мин)/нед., при условии обеспечения требований норм радиационной безопасности для населения в пределах помещений, в которых проводятся рентгенологические исследования (п. 3.2.7. СП 2.6.1.2612-10). Дентальные аппараты с обычной пленкой и панорамные рентген аппараты запрещены к использованию в жилых домах. В любом случае, необходимо соблюдать нормы радиационной безопасности для населения в пределах помещений, в которых проводятся рентген стоматологические исследования.

Планируя размещение рентген кабинета в стоматологической клинике, расположенной в жилом доме, необходимо получить информацию о межэтажных перекрытиях. Строительные материалы, используемые в настоящее время для изготовления защитных ограждений и межэтажных перекрытий, в большинстве случаев обеспечивают необходимое ослабление рентгеновского излучения. Более того, стандартный расчет радиационной защиты производится таким образом, чтобы требования норм радиационной безопасности для населения, проживающего в помещениях, смежных с кабинетами, где проводятся рентгенологические исследования, соблюдались со значительным запасом. Особое внимание нужно обратить, если помещение находится в доме старой постройки. В подобных домах межэтажные перекрытия в большинстве случаев изготовлены из дерева, а как известно, древесина слабо поглощает рентгеновское излучение. В таком случае возникает необходимость создания в рентгеновском кабинете специального защитного потолка.

Предположим, что по всем вышеописанным критериям Ваше помещение, расположенное на первом этаже жилого дома, подходит для оказания медицинских услуг. Следующими не менее важными моментами являются вопросы конфигурации помещений и их внутренняя отделка стройматериалами в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Набор помещений полностью зависит от заявленных видов работ, на которые планируется получить лицензию. Вот минимальный перечень: вестибюльная группа, кабинет приема врача, комната для отдыха персонала, комната для хранения дезинфицирующих средств и медицинских отходов, санузел. По санитарно-эпидемиологическим требованиям в кабинете врачебного приема обязательно наличие естественного освещения. Исключение составляет кабинет массажа, где отсутствие окон допустимо.

Иногда возникает вопрос, санузел может быть общим для персонала клиники и пациентов? Есть четко прописанные нормативы, закрепляющие и разъясняющие данное положение: п. 3.17 СанПиН гласит: медицинские учреждения должны иметь раздельные туалеты для больных и персонала, за исключением амбулаторно-поликлинических организаций с мощностью до пятидесяти посещений за смену. Уточнения также содержатся в п. 15.12. СанПиН: один санузел для мужчин и женщин допускается предусматривать при численности работающих в смену не более пятнадцати человек.

Высота потолков в помещении устанавливается не менее 2,6 метров. Стены, потолки и покрытие пола должны быть гладкими, без дефектов и быть легко доступны для влажной уборки и обработки моющими и дезинфицирующими средствами. В случае использования панелей, их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность.

Следующий вопрос, который следует рассмотреть, это наличие медицинского оборудования и обеспечение медицинского кабинета всем необходимым для полноценного функционирования. Существуют стандарты, утвержденные нормативами, согласно которым оборудуются кабинеты врачебного приема. Набор медицинской техники и инструментов напрямую зависит от заявленных видов работ.

И заключительный этап подготовки для получения лицензии на медицинскую деятельность, это подбор специалистов соответствующей квалификации, заключение с ними трудовых договоров. Обратите внимание, что для обслуживания медицинской техники необходим специалист определенного профиля или наличие договора с обслуживающие организацией.

После выездной проверки лицензирующим органом, вы получаете лицензию на осуществление медицинской деятельности. Срок действия лицензии не ограничен. В процессе работы может потребоваться переоформление, например, в таких случаях, как расширение перечня видов работ, смена или добавление нового адреса местонахождения медицинского учреждения.

Чтобы все этапы подготовки прошли успешно, рекомендуем обратиться за помощью к специалистам в области лицензирования, которые владеют актуальной информацией и смогут найти верное решение в любой сложной ситуации.
https://m.ulc.ru/medicinskaja-licenzija-v-Moskve-i-Moskovskoj-oblasti
 

Филатова Людмила,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

Exit mobile version