Я — воспитатель детского сада. И, как любое образовательное учреждение, наш детский сад проходил процедуру лицензирования образовательной деятельности. Лицензирование проходило в несколько этапов. Это был один из самых сложных и ответственных моментов для нашего детского сада.
Первым этапом была проверка помещений детского сада: проверяли групповые ячейки, музыкальный зал, физкультурный зал, буфетную, туалеты. Проверялось все на соответствие санитарным требованиям. Комиссия из Роспотребнадзора проверяла условия, в которых дети воспитываются. Естественно, что самым важным моментом являлась безопасная среда дошкольного образовательного учреждения. Ведь это один из важных моментов в любом детском саду. Будет безопасная среда — не будет травматизма среди воспитанников. Слава богу, наша администрация уделяет особое внимание этим критериям. И проблем не возникло.
Формально документы на сотрудников на только открывшийся детский сад проверять не должны. Но в санитарные требования входит прохождение сотрудниками ежегодных медицинских осмотров, наличие необходимых прививок. Поэтому у всех работников проверяли медицинские книжки. Поскольку мы нанимали только воспитателей и нянечек с опытом работы в детских садах, так как детский сад к этому подходит очень ответственно, серьезные проблемы обошли нас стороной. У всех были надлежаще оформленные медицинские книжки, у кого не хватало необходимых отметок (осмотры врачей, флюорография, прививки от краснухи, дифтерии, гепатита, шигиллеза, гриппа и многие другие) быстро их доставили и прошли недостающие обследования.
Отдельным вопросом была площадка для организации прогулок с детьми. На нее проверялись и все документы, и оснащение, даже к ограждению есть определенные требования. Поскольку у нашего детского сада имеется своя огороженная территория, ничего переделывать не пришлось. Но подозреваю, что у детских центров на первых этажах жилых домов проблемы возникают.
Таким образом, первый этап лицензирования был пройден.
Следующим этапом было оформление всей необходимой внутренней документации. В нашем детском саду ежегодно нами разрабатываются рабочие программы по образовательной деятельности, составляются различные дополнительные программы по организации кружковой работы, разрабатываются планы на летний период и корректируется программа развития детского сада. Естественно, что вся эта документация должна быть написана в соответствие с определёнными законами: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, санитарные нормы и правила, закон об образовании и другие. Перед приходом комиссии для лицензирования образовательной деятельности наша документация была собрана старшим воспитателем и унесена на проверку. Перед комиссией проверяла документацию администрация детского сада, кому-то из педагогов пришлось корректировать свои рабочие программы, были у некоторых проблемы и посерьёзнее. Одной группе воспитателям пришлось писать ещё одну образовательную отдельную программу для ребёнка-инвалида по зрению. У них в общей программе были сделаны ссылки на этого ребёнка, но отдельная программа была не написана. Ну, конечно, это все поправимо. Мы все привели в порядок свою документацию и без проблем прошли и этот этап проверки.
Далее в группах, которые посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, проверяли развивающую образовательную среду. Соответствует ли она заболеваниям детей. Созданы ли условия для их полноценного развития на базе нашего дошкольного образовательного учреждения. Ведь организация образовательной среды — это вопрос очень сложный. Трудно создать качественную среду, имея небольшие финансовые возможности, которые были у нашего детского сада. Но тут помогла фантазия воспитателей. Очень много пособий для таких детей изготовлено нашими руками. Но важный пункт, который проверялся и на первом, и на последующих этапах лицензирования, — пандус. Мы думали, что он необходим постольку поскольку, чтобы родителям с колясками было удобно заезжать в детский сад. У нас при входе на крыльце есть 2 небольшие ступеньки. Все легко их преодолевали с любыми колясками. Но оказалось, что даже на такие небольшие ступеньки обязательно необходимо устанавливать хотя бы просто две рампы. В срочном порядке пришлось их монтировать.
Конечно, мы прошли лицензирование. Но считаю, что многие сложности были бы предотвращены заранее, если бы все санитарные и лицензионные требования были известны и понятны всем сотрудникам с самого начала.
Лицензирование образовательной деятельности — это сложный, но необходимый процесс для каждого образовательного учреждения, в том числе и для детского сада.
https://m.ulc.ru/licenzija-dlja-detskogo-sada-v-moskve/
Виктория, воспитатель детского сада
Текст на отсутствие конфликта с нормами права проверила
Асафьева Полина,
юрист 4 категории, специалист по лицензированию
группы Объединённые Юристы.