Объединенные Юристы: юридические услуги, лицензирование, недвижимость, арбитраж, судебная защита, возврат долгов, юридические консультации, регистрация ООО, Москва

Лицензирование зоопарков и цирков — это новая и хорошая тенденция.

ссылка

Компании и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с содержанием и использованием животных в зоопарках, ранее могли вести свой бизнес без оформления лицензии. Но с принятием Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения которого вступили в силу с 01.01.2020 года,  ситуация несколько изменилась.

В п. 9 ст. 15 данного закона указано: «Деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В ст. 25 ФЗ № 498-ФЗ указано следующее: «Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»… дополнить пунктом 54 следующего содержания:

«54) деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах.».

Кроме того в Приложении к Положению «О лицензировании деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах», утверждённом Постановлением Правительства РФ от 30.12.2019 г. №1938, содержится Перечень работ, составляющих деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах, в п. 1 которого, в качестве одного из вида работ указано «содержание и использование животных в зоопарках».

В ст. 3 ФЗ № 498-ФЗ даны основные термины, точное понимание которых необходимо для правильного применения закона.

Так в п. 1 упомянутой статьи указано: «владелец животного (далее также — владелец) — физическое лицо или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании».

В п. 7 той же статьи указано: «использование животных в культурно-зрелищных целях — использование животных при осуществлении деятельности в области культуры, отдыха и развлечений (в том числе в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах), на выставках животных, в спортивных соревнованиях, в процессе производства рекламы, при создании произведений кинематографии, для производства фото- и видеопродукции, на телевидении, в просветительской деятельности, в целях демонстрации (в том числе в местах розничной торговли, местах оказания услуг общественного питания)».

В п. 8 говорится о «месте содержания животного»: «место содержания животного — используемые владельцем животного здание, строение, сооружение, помещение или территория, где животное содержится большую часть времени в течение суток».

В п. 9 раскрывается понятие «обращение с животными»: «обращение с животными — содержание, использование (применение) животных, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление иной деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом, а также совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье».

В абз. 7 п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.12.2019 г. № 1937 «Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию» дано определение самому понятию «зоопарк»: «зоопарк» — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на постоянной основе деятельность по демонстрации животных, содержащие зоологическую коллекцию, способствующие сохранению видов животных посредством экологического просвещения, сбора и распространения информации о животных, рекреации и проведения исследований. Указанное понятие применяется в отношении парков животных, сафари-парков, парков птиц, аквариумов и специализированных коллекций (коллекции живых беспозвоночных, рыб, амфибий, рептилий, птиц, млекопитающих).

В соответствии с ч. 5 п. 1 ст. 5 ФЗ № 498-ФЗ «установление требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию», а также установление «перечня случаев, при которых допускается использование животных в культурно-зрелищных целях вне мест их содержания или за пределами специально предназначенных для этого зданий, сооружений, а также на необособленных территориях» относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В п. 2 ст. 5 указано, что уполномоченные федеральные органы исполнительной власти «осуществляют лицензирование деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах». А в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия федеральных органов исполнительной власти по лицензированию данного вида деятельности могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В п. 3 вышеупомянутого Положения «О лицензировании деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах» указано: «Лицензирование деятельности по содержанию и использованию животных осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору».

Нормы ФЗ № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» призваны оградить животных от негуманного обращения. Так, в ст. 4 данного закона сформулированы основные принципы обращения с животными:

«1) отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания;

2) ответственность человека за судьбу животного;

3) воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным;

4) научно обоснованное сочетание нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства».

Для обеспечения применения данных принципов на практике, законодательством установлены строгие лицензионные требования.

В п. 7 Положения «О лицензировании деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах» указано: «Осуществление деятельности по содержанию и использованию животных с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных настоящим Положением, влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных статьей 11 и частями 4 — 6 и 8 статьи 15 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также подпунктом «а», «б» и абзацем третьим подпункта «в» пункта 6 настоящего Положения».

Приведём содержание некоторых норм, на которые даётся ссылка в Положении.

Частями 4, 5, 6 ст. 15 ФЗ № 498-ФЗ устанавливается:   

«4. Осуществление деятельности, предусматривающей использование животных в культурно-зрелищных целях, основной целью которой является предоставление зрителям или посетителям физического контакта с животными, не допускается.

5. В случае организации мероприятий, которые предусматривают физический контакт зрителей или посетителей с животными, такие мероприятия осуществляются при условии наличия в местах их проведения недоступной для людей зоны с укрытиями, куда животным должен быть обеспечен постоянный беспрепятственный доступ.

6. Применение лекарственных препаратов для ветеринарного применения и иных веществ, причиняющих вред здоровью животных, в целях повышения эффективности использования животных в культурно-зрелищных целях не допускается».

Далее в ч. 8 ст. 15 ФЗ № 498-ФЗ предусмотрено: «Если дальнейшее использование животного в культурно-зрелищных целях невозможно, владелец животного обязан обеспечить его содержание до наступления естественной смерти животного или передать его на содержание физическим или юридическим лицам либо в приют для животных».

Нельзя не упомянуть, что законодатель позаботился не только о животных, содержащихся в зоопарках, но и о предупреждении несчастных случаев с посетителями таких мест. Так, в п. 2 ст. 10 ФЗ № 498-ФЗ указано: «Организаторы мероприятий, в которых осуществляется использование животных в культурно-зрелищных целях, обязаны обеспечивать безопасность людей».

Необходимо помнить, что в соответствии с п. 4 ст. 27 ФЗ № 498-ФЗ: «Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2022 года. После 1 января 2022 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается».

В целом анализ ФЗ № 498-ФЗ позволяет надеяться на то, что введённые нормы значительно изменят неблагополучную ситуацию в зоопарках, владельцы которых в своих представлениях и действиях далеки от хоть сколько-нибудь гуманного отношения к нашим меньшим братьям. Во всяком случае, с принятием данного закона, в этом направлении наметилась положительная тенденция.

Поэтому, во избежание проблем с контролирующими органами, владельцам зоопарков и цирков необходимо будет оформить лицензию на их деятельность, а помогут в этом опытные юристы.

https://m.ulc.ru/litsenzirovanie-deyatelnosti-zooparkov-i-tsirkov-litsenziya-na-deyatelnost-zooparka-ili-tsirka-v-moskve-ili-moskovskoy-oblasti/

 

Денисьева Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединенные Юристы

Exit mobile version